ПУТЕшесТВИЕ-КАМЛАНИЕ В ЗАБАЙКАЛЬЕ 2022

Буддисты юга Забайкалья: комьюнити с шаманами

А еще - с хамниганами, старообрядцами и казаками

На перевалах юга Забайкальского края России до сих пор водители бросают на дорогу сигареты, чтобы задобрить духов местности, к горам приезжают паломники-буддисты, а вдоль самой границы с Монголией жители сел до сих пор определяют себя казаками и старообрядцами. Я проехал месяц по этому региону вместе с администрациями районов и поселков, чтобы увидеть как образуется из этого многообразия единое комьюнити.

Цугольский дацан в соседнем районе встретил дождем
Цугольский дацан. Один из главных буддийских монастырских комплексов Забайкалья до XX века. Раньше здесь была своя школа буддийской философии с отдельным помещением для диспутов, собственная типография, до сих пор здесь хранится редкая перепись тибетских сутр на минералах, ксилографическое издание девятью элементами: кораллом, золотом и другими драгоценностями. В 2022 году, во время дождя, я обнаружил у алтаря центрального храма два подставленных тазика под протекающей крышей. Драгоценный Ганжур хранится в соседних шкафах
Тут Вам не Россия
В сибирском пограничье с Монголией намешано всякое: еще в XVII-XVIII вв. здесь кочевали монголы, принявшие буддизм, жили шаманы, переселялись старообрядцы (семейские). А в 1689 г. на юге Забайкалья, в городе Нерчинске, был подписан первый договор о границах России и Китайской империи Цин. Другими словами, появилось понимание какие границы у данной территории.
Тува, Бурятия и Калмыкия были землями людей совершенно разных убеждений, культур и языков, которые переселялись из Монголии и Тибета. Их буддийские поверья смешивались с региональными особенностями. Но многообразие не мешало им сосуществовать с другими культурами. Сложнее стало с переселением этих республик русской национальностью. Так, например, по данным переписи 2010 года, в Республике Бурятия русских живет почти в два раза больше, нежели самих бурят.
Меня заинтриговала эта история многообразия культур и распространения северного (то есть тибетского) буддизма, которая была здесь в прошлом. Я отправился в сибирское пограничье с Монголией, чтобы изучить, как комьюнити смогли соединить смесь монгольского буддизма и шаманизма, что еще не было зафиксировано в письменных источниках. А главное — попытаться найти «осколки» того тибетского буддизма, который был здесь во времена Российской империи, а в годы советской пропаганды атеизма пропал вместе с монастырями и ламами.

Было готово все: от точно рассчитанного маршрута и знакомств с поселковыми и районными администрациями до разрешения ФСБ на посещение пограничных земель.

Агинский дацан. Монах у статуи будды будущего
Агинский дацан. Статуя Будды будущего Майтреи, которую вы могли видеть на фотографиях в путешествии в Ладакх. Здесь Майтрею чаще называют Майдори
"Взболтать, но не смешивать": этническая Бурятия?
Этническая Бурятия — это земли, где живут буряты и эвенки. Это регионы в России, такие как Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край, а также частично Тува и Красноярский край.
Исторически этот регион был частью различных империй, включая гуннов и Чингисхана, и он также имел важное значение для буддийского мира и империи Романовых. Однако отметим разниц риторик: если первые делали из Бурятии — окраину тибетского буддийского мира, то Российская империя пыталась создать из этнической Бурятии что-то аутентичное. Поэтому и так важно, например, то, что тут не была так популярна история «перерожденцев» («тулку»), которые были одной из основ философии Тибета и Монголии.
Этническая Бурятия была и остается плавильным котлом для разных культур, являясь наследницей средневекового Шелкового пути, который соединял Европу и Китай.

Я начал свое путешествие со знакомства с Агинскими бурятами и шаманами в южном Забайкалье.
Въезд в поселок Агинское, которое до 2008 года было центром Агинского Бурятского округа
Ворота и входная группа в поселок Агинское. На входе лебеди и монгольская защитница агинских бурят Бальжин-хатан. Вид от театра "ДалиТЭ"
Агинское

Сегодня здесь, в поселке Агинское, недавней столице отдельного федерального округа, проходит ежегодный фестиваль бурятского языка «Алтаргана», а на буддийский Новый год («сагаалган») сюда, как и прежде, съезжаются люди, причастные к культуре бурят, со всех районов Забайкалья. Причем если поискать буддизм в регионе, то увидишь его сильно смешанным с местными поверьями, знахарством и шаманизмом. Сейчас шаманов больше всего именно в Агинских степях, этом, самом «бурятском» районе региона. Это и не удивительно, поскольку здесь же находится и один из самых важных буддийских монастырских комплексов России XIX века — Агинский дацан. Когда-то именно вокруг него, на реке Агинка, и возникало близлежащее село.
Однако за подъемом бурятского буддийского мира в Агинском бурятском автономном округе последовало то, что в 2008 году он был упразднен. А вместе с Читинской областью объединился в Забайкальский край, который возглавляет на момент написания статьи Александр Осипов, выходец из Ростовской области. То есть из региона, культурно не имеющего никакого отношения к тибетскому буддизму. Тем и интересны Агинское и дацан. Я воспринял их как осколок дореволюционного бурятского мира. Впрочем, я согласен с Иосифом Бродским, который писал, что руины порой своей красотой вешания порой оправдывают свое функциональное прошлое.
Из письма С. Ольденбургу: "Все, что происходит здесь, в Аге, есть, по всей вероятности, полнейшая копия того, что происходило в V I I в. в Наланде"
Федор Щербатской
Федор Щербатской
Востоковед, основатель буддологии в России
Сагаалган
Буддийский Новый год по лунно-солнечному календарю. То есть его дата «плавает». Но обычно это февраль. С этого дня начинается первый «белый» месяц буддийского года. В Забайкальском крае первый день Нового года — нерабочий. Такое правило установлено региональной властью в 2015 году. Любопытно, что хамнигане, о коих речь ниже, его называют по-калмыцки — "цаган сар".

Юг Забайкалья — это совершенно другой мир. Здесь научное и религиозное знание сосуществуют и взаимодействуют, а студенты и ламы проводят весенние экспедиции для сбора трав для лекарств, используя как тибетские, так и западные методы. Этот мир не поддается определению с помощью строго очерченных понятий, здесь можно ощутить первоначальную дикость.
Специалист по постколониальным исследованиям Талал Асад писал, что «секулярное» вообще является конструктом эпохи европейского Просвещения, возникшим из христианской традиции разделения духовного и земного. Однако на юге Забайкалья, а также в Индии, Непале и Монголии, этого разделения я не видел — это совершенно иной мир. Антрополог религии Жюстин Кихада заявляет, что это особый шаманистский хронотоп, который не вписывается в представления даже официальной буддийской церкви: в ее поездках сюда буддийские святые упоминаются в качестве «хозяинов» местности, что приближает больше к сравнению с шаманизмом, нежели с буддизмом.

Если Прибайкалье, то есть Бурятия и Иркутская область, выглядят более «цивилизованными», то здесь, в Забайкалье, как мне кажется, можно ощутить первоначальную дикость. Этот мир не поддается определению с помощью строго очерченных понятий, которые предлагаются современной государственной и религиозной культурой: здесь смешиваются совершенно разные напластования представлений о времени и пространстве — буддийский официальный, шаманистский, старообрядческий, постсоветский нарративы. Вместе с тем, именно этот регион и представляет не до конца осмысленную официальными российскими властями значимость. Так, Агинский и Цонгольский дацаны, расположенные здесь, в Агинском районе, долгое время были не только важнейшими религиозными бурятскими центрами, но и имели собственные сильные школы буддийской философии (цаннид), а также обладали одними из главных книгопечатен религиозной литературы Бурятии.
Атлас тибетской медицины. 1 лист. Мандала Будды медицины. Грунтованное полотно, минеральные краски (Фото из архива Национального музея Бурятии)
В Агинском и Цонгольском дацанах, двух важных монастырях Забайкальского края, была развита не только школа буддийской философии, но на высоком уровне находилось и обучение тибетской медицине (манба). Так, например, в Цугольском дацан в начале XX века оказалась тибетская копия одного из главных трактатов о тибетской медицине «Атлас тибетской медицины». Как мне рассказали хранители буддийской коллекции этнической Бурятии в Улан-Удэ, где сейчас и находится книга, это одна из самых полных копий «Атласа» XVII века в мире — из почти 80 страниц пропал лишь один лист.
В Цонгольском дацане устраивалась выставка многостраничного сокровища, когда оно было уже музейным экспонатом.
Центр хамниганской культуры в селе Тарбальджей хранит историю смеси бурят и монголов
В маленьком приграничном селе Тарбальджей, населенностью в 322 человека, находится культурный центр «Бульжамуур» народности хамнигане, смеси бурят и монголов:
—От вас сколько примерно километров до границы с Монголией?
— Недалеко, 18 км, грубо говоря 20.
— То есть за день пешком можно дойти?
— Ну пешком не пешком, но здесь час — и вы на границе.
— А бывает что ездят монголы?
— Конечно, часто, границы открыли — и они свободно, ну, приезжают.
Агинское встречает глобализацию XXI века
Самое любопытное проявление столкновения с глобальным миром в Агинском я увидел в камерном любительском театре «ДалиТЭ». В мой приезд туда, в сентябре 2022 года, там на бурятском языке играли «Женитьбу» Николая Гоголя с вряд ли согласованным включением мелодий из известных мюзиклов мировых культур. Внешняя нищета бурятской культуры подчеркивалась желанием людей разных возрастов на бесплатной основе сохранять свой язык. Мне кажется, это очень важное желание, выраженное через стремление создавать что-то новое, творить.
Конфессиональная пестрота
Буддизм, шаманизм, казачество и православие юга Забайкальского края. Многообразие, образующее единство.
Разговор про ту или иную религию сегодня довольно сложен — уже позади времена, когда считали, что есть отдельно «христианство» или, допустим, «буддизм»: все смешивается со всем. И серия моих интервью с шаманами и буддийскими ламами Забайкальского края осенью 2022 года подтвердила этот тезис — ламы из буддийских монастырей могут посоветовать тебе обратиться к шаману, а шаман в свободное от практик время может посещать православные праздники. Одни убеждения перетекают в те, которые нам со стороны могут показаться противоположными. Более того, в результате советских репрессий на буддийских лам, просто не осталось хранителей традиций дореволюционного российского буддизма — все создается заново, с нуля. И образ новых хранителей буддийского знания мне пока не показался очевиден. Например, с одной стороны, есть поддержка российской внешней политики, с другой — есть принципиальный тезис буддизма о ненасилии. Рождается что-то новое — и это пока находится, как мне показалось, на неотрефлексированной стадии.
Так, например, мне говорила шаман из поселка Дульдурги Евгения: она проводит обряды на горе Сохонкай, ходит в паломнический маршрут буддистов на близлежащую священную гору Алханай и посещает православные праздники.

Я посетил Дульдургу в сентябре, когда в национальном парке «Алханай» ударили морозы.
Благодаря руководству парка, я прожил здесь несколько дней и смог насладиться видами: Агинские степи, словно волны, бьются о священные для буддистов горы. Здесь можно представить, как когда-то князья Монголии кочевали по этим землям без границ между Российской и Цинской империями.
Это место настолько священное, что даже Далай-лама XIV посетил его в одном из своих пяти визитов в Россию, в 1991 году. Кроме того, это одна из 24 мировых обителей Шри Чакрасамвары, которая, как считается, оберегает тибетский Кайлас. Таким образом, вы можете найти Тибет и в России.

Даже если вы не являетесь паломником, вы можете приехать сюда (см. здесь мои советы как добраться сюда самостоятельно) и почувствовать себя путешественником в своеобразном симбиозе культуры и природы. Затерянным «Сталкером» Тарковского в аномальной зоне.
Выезжая в другие районы юга Забайкальского края, в Кыринский или Красночикойский, я видел то же разнообразие, которое стремится (но еще не становится) быть единым, несмотря на различия во взглядах и географии. Это как древнегреческие полисы, которые живут вместе. Я вижу здесь настоящую естественную демократию, где всегда уважают различия друг друга. При этом малые народности вроде хамниган продолжают оставаться артефактами, которые хранят переехавшие сюда, на юг Забайкальского края, русские из других регионов России.

«Укырская трагедия»
Бойня старообрядцев на границе с Монголией армией барона Унгерна, признанного бурятами буддийским защитником веры
Соседи бурят в Красночикойском районе — старообрядцы-«семейские». Благодаря администрации, я добрался и сюда. Здесь вновь доехал до самой границы с Монголией — села Шонуй, Укыр и Менза, общая численность которых сегодня примерно 700 человек.
В мае 1921 года часть армии белого генерала Романа Унгерна, одержимого воссозданием размера империи Чингисхана, сожгла и расстреляла жителей окрестных деревень. Сам Унгерн был признан частью бурят в 1920-х годах гневным воплощением буддийского защитника веры Махакалы.
В это же время у вот этого довольно непривычного комьюнити бурят, эвенков, русской, шаманов, казаков появлялась попытка создания здесь, в этнической Бурятии, собственного аналога Тибета, созданного на принципах ненасилия и отказа от служба бурят в какой-либо армии. Этому движению балагатов было одинаково неблизко, как сближение с «красными», так и с «белыми». Создателем этой недолговечной теократии считается ученик ламы с уже упомянутого Алханая Намнаней-ламы Лубсан-Сандан Цыденов.

Сейчас нападение «бандформирований» гневного воплощения буддийского божества остается в памяти местных жителей как «Укырская трагедия». До Укыра сегодня можно добраться только по горам или по замерзшим рекам.
Администрация Красночикойского района помогла мне вывезти книгу воспоминаний о тех событиях на флешке из этого района. Текст Федора Лисихина «Весенние ветры» никогда не был опубликован. Сам автор был ребенком во время кровавых событий погромов армии Унгерна (Лисихин умер в 2004 году).
«Вот как тонко переплетена жизнь монголов, казаков и старообрядцев юга Забайкальского края», — думал я, лежа на кровати «мужской» гостиницы Мензы, через стенку от местной хлебопекарни, и перебирая буддийские четки. Впереди у меня был путь в единственное бурятское село Красночикойского района Бурсомон, где до сих пор хранится ганжур, тайно вывезенный в начале XX века местным ламой Тундупом Бологоевым сначала из Тибета, а после, через Монголию, в Бурсомон.
Враги только в Укыре расстреляли около трехсот человек, многих расстреляли в Шонуе, Дакитуе. Дороги от станицы Мензинской до Дакитуя была усеяна трупами.
Вследствие бездеятельности заставы людям Укыра пришлось все бросать и уходить в леса. Особенно плохо рассчитали жители Ключей. Они семьями уходили вниз Мензой и часто останавливались недалеко от дороги и были первыми жертвами мародеров Тубанова.
По дороге настигали беглецов и расстреливали, а имущество забирали. На обочинах дороги долго ещё стояли кресты на месте гибели людей, какое то время ухаживали за ними, а потом забросили совсем
Федор Лисихин, автор книги "Ветра весенние"
Федор Лисихин
Автор
Памятник Укырской трагедии на месте массовых расстрелов мая 1921 года. Село Укыр
На территории сел Менза и Укыр стоят три вот таких маленьких памятника на местах массовых расстрелов. Села находятся вблизи реки Менза — их соединяет лишь автомобильный мост.
Единство в многообразии. Волшебная гора
Буряты, казаки, китайцы, монголы, хамнигане, буддисты, православные, шаманы — все это историческое культурное напластование, свидетельствующее о том, что единый мир из этого не получилось построить. Попытку создать из этого многообразия что-то свое, не похожее на центральную Россию, словно законсервировали леса и степи — вместо этого многообразия мы видим как продолжается захват и искоренение местных народностей большими «имперскими» амбициями и культурой. Волны прошлого «гасит» ветер настоящего времени, крутящегося вокруг культуры городов центральной России. Мы конечно знаем про перенос иконы «Троицы» Андрея Рублева из музея в монастырь — и это вызывает наше недоумение. Но что с осколкам культур малых народностей близ Байкала? Например, можно увидеть в интернете фотографию огромной деревянной статуи «Сандалового Будды», видимо, первого тысячелетия до нашей эры, которую в 1904 году вывезли сюда бурятские казаки из Пекина? Об этом известно мало, хотя статуя до сих пор хранится в Эгитуйском дацане Республики Бурятия.
Здесь писались философские тексты, создавались аутентичные танка («иконы») с бурятскими лицами, и даже привнесенная буддийская схоластика славилась большими серьезными школами индо-тибетской логики. Однако единый мир вокруг Байкала имеет традицию...не существовать. Это очень удобно — divide et impera. Туристы, которые приезжают сюда, ничего не знают о своеобразных культурах кочевников этнической Бурятии — все они остались в неотрефлексированном прошлом (в лучше случае - в истории XX века). Регион привлекает озером Байкал, но не культурными традициями.

Вот несколько фотографий из моего путешествия на верблюде по дюнам на границе Астраханской области и Республики Калмыкия в 2022 году. Именно здесь, в XVII веке, впервые официально был признан буддизм в России. Калмыки — западные монголы. Их язык мне кажется близким к тому, что я встречал и в Бурятии.

За помощь в той поездке по Калмыкии спасибо журналисту Зинаиде Курбатовой и уехавшему из России осенью 2022 года главе буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче*. Подробнее о логике северного буддизма, мысли о которой у меня возникли именно тогда, читайте здесь. А тут вы найдете небольшой лайфхак от меня как повторить такое путешествие.


*«иностранный агент».

Настоятель дацана в Цаган Амане Джинпа Гьяцо - выходец из восточного Тибета, региона Амдо. Учился в Индии. До сих пор едва говорит по-русски

А тут немного фотографий из осенней поездки 2022 года по Забайкальскому краю:

Интервью с ламой Цугольского дацана
Цугольский дацан. Место для буддийских философских диспутов
Диспуты велись следующим образом: учеников (хувараков) разбивали по парам, монаху давали тот или иной тезис, а его компаньону - противоположный. Необходимо было доказать правоту собственного утверждения.
Руины первого храма Анинского дацана напоминают, что один из старейших дацанов России строился еще по лекалам (или сметам, как говорят местные ламы) православных соборов.
Национальный парк "Алханай"
В конце сентября буддийский мир погружается в праздник звезды Риха - все воды вокруг горы Алханай становятся священными. Очень напоминает христианское Крещение
Храм-ворота. Национальный парк "Алханай"
Доска для простираний в Агинском дацане
Простирание подразумевает преклонение членов в молитве. Если делать это стоя, то можно сложить руки в ладонях три раза. Когда же есть вот такие доски, то очень удобно сделать полное простирание, то есть преклониться до прикосновения лбом к полу.
Въезд в Дульдургинский район Забайкальского края
Интервью в библиотеке поселка Менза с "семейскими"-старожилами
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website